Реле КДР-1

Кодовое диспетчерское реле постоянного тока типа КДР-1 предназначено для применения в устройствах автоматики и телемеханики на железнодорожном и водном транспорте, в энергосистемах и других отраслях промышленности при автоматизации агрегатов и установок. Данное реле относятся к приборам второго класса, которые применяются в устройствах, обеспечивающие безопасность движения поездов. Габаритные размеры реле КДР-1 113х80х32, масса 0,56 кг.

Расшифровка КДР-1, маркировка

КДР-1:
К — кодовое;
Д — диспетчерское;
Р — реле;
1 — модификация реле (реле ускоренного действия с неразветвленной магнитной цепью, состоящей из Г-образного магнитопровода, закругленного якоря и круглого сердечника. Катушка выполнена на изоляционном каркасе)

Реле КДР-1 может иметь до пяти контактных колонок, состоящих из элементарных контактных групп численностью от одной до трех. Общее число пружин в колонке не более семи.

Содержание драгметаллов в КДР-1 (в граммах)

Золото : 0
Серебро : до 1,64 (в зависимости от исполнения)
Платина : 0
МПГ (металлы платиновой группы) : 0

Технические характеристики реле КДР-1

Параметры Значения
Электрическая прочность изоляции между токоведущими цепями и корпусом выдерживает без пробоя и поверхностного перекрытия испытательное напряжение переменного тока 1000 В (эфф) частоты 50 Гц
Сопротивление изоляции электрически изолированных участков реле:
  • между незамкнутыми контактами, а также между каждой контактной пружиной и корпусом
  • между обмоткой и корпусом
не менее 500 МОм
не менее 100 МОм
Габаритные размеры 113х80х32 мм
Масса 0,56

Реле должно иметь следующие характеристики:

  • воздушный зазор между якорем и сердечником в притянутом положении якоря должен быть не менее 0,3 мм;
  • ход якоря должен быть в пределах 2,2÷2,6 мм (определяется зазором между изоляционной планкой и упорной скобой в притянутом положении якоря);
  • перемещение якоря вдоль шарнира должно быть в пределах 0,3÷0,7 мм;
  • перемещение якоря в вертикальном направлении должно быть в пределах 0,3÷0,5 мм;
  • перемещение якоря вдоль оси сердечника должно быть в пределах 0,05÷0,15 мм;
  • межконтактные расстояния замыкающих и размыкающих контактов должно быть не менее 0,8-1,2 мм и переключающих контактов не менее 0,5-1 мм;
  • провал контактов (определяется зазором не менее 0,15 мм между неподвижной контактной и упорной пластинами) должен быть не менее 0,25 мм;
  • контактное давление должно быть в пределах 25-30 г;
  • давление контактных пластин на изоляционную планку должно быть в пределах 8÷12 г. При необходимости следует производить регулирование реле.
    Воздушный зазор между якорем и сердечником в притянутом положении якоря следует регулировать изменением высоты медного упора спиливанием упора или заменой его более длинным.
    Перемещение якоря вдоль оси сердечника следует регулировать подгибанием упорной скобы.
    Соосность контактов необходимо регулировать перемещением контактных пластин при отпущенных винтах крепления контактной системы.
    Регулирование контактов производить подгибанием контактных и упорных пластин в местах их выхода из изоляционных колодок. При регулировании механических характеристик необходимо учитывать, что напряжение, время срабатывания и возврата реле в большей мере определяется начальным и конечным положением якоря, чем противодействием контактных пластин.

Устройство реле КДР-1

Детали магнитной системы реле КДР-1 (якорь, корпус, сердечник) допускают перестановку их с одного реле на другое. Во избежание залипания якоря после обесточивания реле, в магнитной цепи его предусмотрен воздушный зазор между притянутым якорем и сердечником. Этот зазор достигается с помощью антимагнитного штифта из твердотянутой бронзы, вклепанного в якорь. Давление от якоря к контактным пружинам передается при помощи приклепанной к якорю изолирующей планки.

Контактная система состоит из контактных пружин, снабженных контактными наклепками и собранных в элементарные контактные группы. Из десяти элементарных контактных групп, состоящих из двух или трех пружин каждая, составляются более сложные контактные группы, называемые колонками. Каждой элементарной контактной группе присвоен постоянный ее номер, а именно: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0.
Контактная группа 1 служит только для вывода конца обмотки реле; группы 1, как правило, располагаются самыми верхними на двух крайних контактных колонках.
Элементарные группы 8 и 9 одинаковые и отличаются лишь высотой текстолитового упора; вызвано это требованиями сборки контактных наборов.
Под словом «контакт» подразумевается комплект, состоящий из контактных наклепок, соединяющихся или разъединяющихся при срабатывании реле.
Контакты, замыкаемые при притяжении якоря реле, называются фронтовыми, а замыкаемые при отпадании его – тыловыми. В соответствии с этим и контактные пружины называются фронтовыми или тыловыми.
Элементарные контактные группы кодовых реле могут выполнять в электрических схемах, при возбуждении реле, следующие четыре вида соединений:

  1. Замыкается фронтовой контакт;
  2. Размыкается тыловой контакт;
  3. Фронтовой контакт замыкается, а тыловой размыкается;
  4. Благодаря специальному расположению и конструкции пружин при возбуждении реле, тыловой контакт размыкается только после замыкания фронтового контакта, т. е. без обрыва цепи (группы 0 и 4). Контактная группа, работающая на переключение без обрыва цепи, называется мостовой группой.
    Мостовая группа может быть заменена в ряде случаев обыкновенной группой на переключение (7, 8 или 9), подрегулированной под так называемую мостящую регулировку, при которой также не будет обрыва электрической цепи. Однако мостовая группа работает в этом отношении более устойчиво, чем нарегулированная под мостящую регулировку обыкновенная группа.
    Элементарные контактные группы 2, 4, 5 и 7 устанавливаются непосредственно над якорем реле, а группы 3, 6, 8, 9 и 0 – над другими контактными группами.
    Кроме указанных элементарных контактных групп, в кодовых реле могут применяться более сложные контактные группы (колонки), представляющие комбинацию из элементарных групп.
    Состав колонок определяется номерами элементарных контактных групп, из которых они состоят и которые записаны в порядке их расположения в реле, считая сверху вниз.
    В каждой контактной колонке реле может быть установлена сложная группа, состоящая не более чем из семи пружин, включая и пружину группы.
    Полное количество колонок в реле составляет его контактный набор.

Габаритные размеры реле КДР-1

 Реле на 1—3 контактные колонки
Реле  на 5 контактных коло­нок
Габаритные размеры реле АШ2, характеристики.