Реле КДР-1М

Кодовое диспетчерское реле постоянного тока типа КДР-1М предназначено для применения в устройствах автоматики и телемеханики на железнодорожном и водном транспорте, в энергосистемах и других отраслях промышленности при автоматизации агрегатов и установок. Реле КДР-1М является модернизированным КДР-1 (имеется полюсной наконечник, а каркас обмотки медный для увеличения временного промежутка перед отпусканием якоря).  Габаритные размеры реле КДР-1М 113х80х43, масса 0,56 кг.

Конструктивно реле выполнено с неразветвленной магнитной системой и состоит из сердечника 1, катушки 5, ярма 4 и якоря 2. Ярмо магнитопровода выполнено из полосовой стали толщиной 3 мм, а сердечник — из стали круглого сечения диаметром 12 мм.
Якорь укреплен на корпусе реле при помощи замка 3. Этот замок ограничивает перемещение якоря в вертикальном, продольном и горизонтальном направлениях. Катушка удерживается на сердечнике пружинным кольцом, предохраняющим ее от выворачивания при тряске.
Сердечник реле крепится к ярму посредством стержня 10, который одновременно используется для установки самого реле в блоке управления. Кроме того, якорь имеет направляющий штифт 11, позволяющий установить реле в строго горизонтальном положении. Контактная система реле состоит из контактных пружин 7 с хвостовиками 9 и упорных пластин 12, предназначенных для устранения вибрации пружин.
Пружины 7, изготовленные из листовой оловянисто-фосфористой бронзы толщиной 0.33—0,4 мм, имеют ширину 5,5 мм, длину 71—78 мм. К пружинам приклепаны контакты из серебра, имеющие диаметр 2,2 мм. Изоляционные прокладки 8 сделаны из карболита К-21-22.
При прохождении тока по катушке якорь притягивается к сердечнику, его изоляционная полка 6 нажимает на пружины 7 и переключает контакты реле. При обесточивании катушки реле якорь возвращается в исходное положение силой упругости пружин.

Расшифровка КДР-1М, маркировка

КДР-1М:
К — кодовое;
Д — диспетчерское;
Р — реле;
1 — модификация реле (реле ускоренного действия с неразветвленной магнитной цепью, состоящей из Г-образного магнитопровода, закругленного якоря и круглого сердечника. Катушка выполнена на изоляционном каркасе);
М — реле медленного действия

Содержание драгметаллов в КДР-1М (в граммах)

Золото : 0
Серебро : до 1,64 (в зависимости от исполнения)
Платина : 0
МПГ (металлы платиновой группы) : 0

Технические характеристики реле КДР-1М

КДР1-М на 1—3 колонки, черт. 612.40.00

Номер паспорта Со- про- тивле- ние обмотки, Ом Напряжение, В Замедление, мс±25% Контактная группа (колонка) со стороны якоря
номинальное полного притяжения, не более отпускания, не менее прямое обратное I II III IV V
612.40.01 31 6 3,8 0,5 17 17
612.40.03 65 12 7,4 1,2 132 97 132
612.40.04 65 12 6,7 0,9 137 137
612.40.05 65 12 6,7 0,8 17 7 17
612.40.06 120 12 7,5 0,9 12 7 12
612.40.07 120 12 9,4 1,2 17 7 17
612.40.08* 120 24 10,3 1,6 132 67 132
612.40.09* 120 24 13,0 1,7 162 332 165
612.40.13 280 24 10,0 1,4 12 4 12
612.40.14 280 24 14,3 1,8 12 67 12
612.40.15 280 24 11,3 1,1 15 15
612.40.18 280 24 14,7 1,7 15 35 15
612.40.19 280 24 11,3 1,3 17 17
612.40.21 280 24 14,7 2,0 17 35 17
612.40.23 280 24 14,3 1,7 135 135
612.40.24 280 24 16,2 2,1 135 2 135
612.40.26 280 ■ 24 14,3 2,0 137 137
612.40.27 280 24 18,0 2,5 137 65 137
612.40.29 280 24 16,8 3,0 1332 37 1332
612.40.43 280 24 16,2 2,3 137 7 137
612.40.32 435 24 10,0 1,3 12 12
612.40.33 650 24 11,0 1,2 1 2 1
612.40.34* 2000 110 50,0 6,3 167 2 167
612.40.40* 2000 110 41,7 5,7 14 97 14
612.40.41 4000 110 58,0 7,8 137 137
612.40.35* 9000 220 104,0 13,2 197 197
612.40.36* 9000 220 112,0 12,2 167 2 167
612.40.42* 9000 220 133,0 16,0 167 65 167
612.40.37 14000 220 129,3 17,7 197 197
612.40.38 14000 220 140,0 18,0 167 2 167

Реле должно иметь следующие характеристики:

  • воздушный зазор между якорем и сердечником в притянутом положении якоря должен быть не менее 0,3 мм;
  • ход якоря должен быть в пределах 2,2÷2,6 мм (определяется зазором между изоляционной планкой и упорной скобой в притянутом положении якоря);
  • перемещение якоря вдоль шарнира должно быть в пределах 0,3÷0,7 мм;
  • перемещение якоря в вертикальном направлении должно быть в пределах 0,3÷0,5 мм;
  • перемещение якоря вдоль оси сердечника должно быть в пределах 0,05÷0,15 мм;
  • межконтактные расстояния замыкающих и размыкающих контактов должно быть не менее 0,8-1,2 мм и переключающих контактов не менее 0,5-1 мм;
  • провал контактов (определяется зазором не менее 0,15 мм между неподвижной контактной и упорной пластинами) должен быть не менее 0,25 мм;
  • контактное давление должно быть в пределах 25-30 г;
  • давление контактных пластин на изоляционную планку должно быть в пределах 8÷12 г. При необходимости следует производить регулирование реле.
    Воздушный зазор между якорем и сердечником в притянутом положении якоря следует регулировать изменением высоты медного упора спиливанием упора или заменой его более длинным.
    Перемещение якоря вдоль оси сердечника следует регулировать подгибанием упорной скобы.
    Соосность контактов необходимо регулировать перемещением контактных пластин при отпущенных винтах крепления контактной системы.
    Регулирование контактов производить подгибанием контактных и упорных пластин в местах их выхода из изоляционных колодок. При регулировании механических характеристик необходимо учитывать, что напряжение, время срабатывания и возврата реле в большей мере определяется начальным и конечным положением якоря, чем противодействием контактных пластин.