Реле электромагнитные постоянного тока серии РПУ-3М предназначены для работы в электрических цепях автоматического управления электроприводами в качестве многоконтактных промежуточных электромагнитных реле.Реле производятся с втягивающими катушками на напряжение 24; 48; 60; 11О; 220 В постоянного тока.
Реле для тепловозов производятся с втягивающими катушками на напряжение 24; 50; 75; 110 В постоянного тока.
Реле производятся с 8 контактами (5 замыкающих и 3 размыкающих в состоянии поставки) или с 4 контактами (2 замыкающих и 2 размыкающих в состоянии поставки).
На месте эксплуатации допускается пересборка контактов реле замыкающих в размыкающие и наоборот, причем число замыкающих должно быть не более шести, а размыкающих — не более четырех для реле в исполнении с восемью контактами и числом размыкающих не более двух для реле в исполнении с четырьмя контактами.
Реле для тепловозов производятся с 6 контактами (4 замыкающих и 2 размыкающих в состоянии поставки), с 4 контактами (2 замыкающих и 2 размыкающих в состоянии поставки) и с 2 контактами (1 замыкающий и 1 размыкающий в состоянии поставки).
На месте эксплуатации допускается пересборка замыкающих контактов в размыкающие и наоборот, при этом число замыкающих и размыкающих контактов должно быть не более 4-х для исполнения с 6 контактами и не более 3 — для остальных исполнений.
Номинальный ток контактов — 16 А.

Реле имеют исполнения:
— с нормальной коммутационной износостойкостью — с индексом А;
— с пониженной коммутационной износостойкостью — с индексом Б.
Реле для тепловозов имеют исполнения только с индексом «А».
Режимы работы: прерывисто-продолжительный, продолжительный и повторно-кратковременный с частотой включений до 1200 в час.
Реле содержат клапанный электромагнит и контактную систему мостикового типа. Конструкция контактов допускает их перестройку на месте монтажа и эксплуатации из замыкающих в размыкающие и наоборот, при этом число размыкающих контактов должно быть не более 50% общего количества, но не менее двух для реле, имеющих восемь контактов. Реле монтируются на изоляционных и металлических панелях и рейках; предназначены для переднего присоединения внешних проводов винтовыми зажимами.
Расшифровка РПУ-3М, маркировка.
РПУ-3М-1 1 Х Х ХХ Х:
РПУ-3М — реле промежуточные унифицированные третьего габарита модернизированные;
1 — род тока цепи управления — постоянный;
1 — способ крепления — при помощи винтов;
Х — число контактов (2 — с 2 контактами, 4 — с 4 контактами, 6 — с 6 контактами, 8 — с 8 контактами);
Х — область применения(без индекса — в цепях управления электроприводами, Т — в цепях управления тепловозов);
ХХ — климатическое исполнение (У, УХЛ, Т) и категория размещения (3 или 4) по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543;
Х — коммутационная износостойкость (класс А или Б).
Содержание драгметаллов в РПУ-3М (в граммах)
Золото : 0
Серебро : 10,416-21,046 (в зависимости от модификации)
Платина : 0
МПГ (металлы платиновой группы) : 0
Устройство и работа реле РПУ-3М
Работа реле основана на электромагнитном принципе.
Конструкция реле моноблочна. Реле представляет собой электромагнитный аппарат с магнитной системой клапанного типа и контактами мостикового типа.
Электромагнит содержит опрессованную пластмассой катушку поз. 2, сердечник поз. 3, скобу магнитопровода поз. 1, якорь поз. 4 с толкающей колодкой
поз. 27. Сердечник с катушкой крепятся на скобе магнитопровода болтом поз. 28 с шайбой поз. 29. Сердечник фиксируется от проворота плоской пружиной поз. 36. Якорь крепится на скобе магнитопровода посредством скобы поз. 7 и двух винтов поз. 8 с шайбами поз. 9 и поз. 10. Колодка поз. 27 крепится к якорю двумя винтами поз. 11 с шайбами поз. 12 и поз. 13. На якоре также прикреплена немагнитная пластина поз. 5 и табличка поз. 6 с маркировкой.

Контактная система состоит из 2 колодок поз. 30 с контактными угольниками поз. 31 и траверсы поз. 17 с контактными мостиками поз. 16. Колодки крепятся на скобе магнитопровода поз. 1 винтами поз. 32 с шайбами поз. 33 и поз. 34. Угольники поз. 31 крепятся к колодке винтами поз. 21 с шайбами поз. 22 и поз. 23. Для присоединения внешних проводов на угольниках имеются винтовые зажимы, состоящие из винта поз. 24, скоб поз. 25 и поз. 26. Такие же зажимы установлены и на выводах катушки. Мостики поз. 16 с пружинами поз. 14 фиксируются в окнах траверсы скобами поз. 15. В отдельном окне траверсы установлены возвратная пружина поз. 19, колодка поз. 20 и колодка поз. 18, направляющая траверсу относительно колодок поз. 30. Для согласования положения угольников поз. 31 и мостиков поз. 16 под колодки поз. 30 установлены регулировочные пластины поз. 35.

При подаче на катушку напряжения якорь притягивается к сердечнику и перемещает траверсу, при этом размыкающие контакты размыкаются, а замыкающие контакты замыкаются. При снятии напряжения с катушки возвратная пружина приводит траверсу и якорь в исходное положение, при этом замыкающие контакты размыкаются, а размыкающие – замыкаются.
При перестройке исполнения контактов в 8-контактные реле необходимо снять траверсу, предварительно убрав одну из колодок с неподвижными контактами. После перестройки контактов сначала устанавливается траверса, затем колодки; в 4-х и 2-х контактном реле траверса вынимается без снятия колодки.
Сечение внешних проводов согласно ГОСТ 12434-83. Способ присоединения внешних проводников к контактам и катушкам – передний.
Класс контактных соединений выводов реле – 2 по ГОСТ 10434-82. Винтовые зажимы контактов и катушек допускают присоединение двух проводников сечением до 2,5 мм2 с передней стороны.
Разборка реле РПУ-3М
При необходимости разборки реле выполните следующие работы:
– подожмите колодку поз. 18 с пружиной поз. 19 до упора, придерживая колодку поз. 27, переместите траверсу поз. 17 в среднее положение, чтобы контакты не соприкасались, и извлеките траверсу движением вниз между колодками поз. 30;
– подожмите мостик поз. 16 со скобой поз. 15 и пружиной поз. 14 до упора, разверните на 90 ° и извлеките;

– вывинтите винты поз. 21 с шайбами поз. 22 и поз. 23, снимите угольники поз. 31;
– вывинтите винты поз. 24, снимите скобы поз. 25 и поз. 26;
– вывинтите болт поз. 28 с шайбой поз. 29, снимите сердечник поз. 3, катушку поз. 2 и пружину поз. 36.

Сборку производите в обратном порядке, при этом следует:
– обращать внимание на взаимное сопряжение элементов собираемых деталей;
– проверить положение пружин поз. 14 и при необходимости выставить их перпендикулярно опорной площадке на мостике;
– угольники поз. 31 выставить без перекосов относительно мостиков.
Замыкающие и размыкающие контакты состоят из одинаковых деталей и отличаются их взаимным положением, поэтому при перестройке одного из контактов другой следует принимать за образец.
Технические характеристики реле РПУ-3М
Номинальный ток контактов, А | 16 |
Коммутационная износостойкость, ВО, не менеекласс износостойкости — А класс пониженной износостойкости — Б | 1 250 000 400 000 |
Допустимые режимы работы | продолжительный; прерывисто-продолжительный; кратковременный; повторно-кратковременный (с частотой включения до 1200 в час). |
Механическая износостойкость, ВО, не менее | 25 000 000 |
Механические воздействия по группе условий эксплуатации по ГОСТ 17516-72 | М4 |
Температура окружающего воздуха, °С | от -40 до +55 |
Относительная влажность, при температуре окружающего воздуха +20 °С, %, не более | 90 |
Климатическое исполнение реле по ГОСТ 15150-69 | У3, Т3, УХЛ3, УХЛ4 |
Масса, кг, не более | 2 |
Типоисполнения и технические данные реле РПУ-3М
Тип реле | Номи- нальное напря- жение катушки, В | Коли- чество контак- тов | ||||
РПУ-3М-118У3А РПУ-3М-118УХЛ4А | РПУ-3М-118У3Б РПУ-3М-118УХЛ4Б | РПУ-3М-114У3А РПУ-3М-114УХЛ4А | РПУ-3М-114У3Б РПУ-3М- 114УХЛ4Б | |||
Номенклатурный номер | 8 | 4 | ||||
151180451 | 151180441 | 24 | x | |||
151140421 | 151140411 | x | ||||
151180951 | 151180941 | 48 | x | |||
151140921 | 151140911 | x | ||||
151180551 | 151180541 | 60 | x | |||
151140521 | 151140511 | x | ||||
151180151 | 151180141 | 110 | x | |||
151140121 | 151140111 | x | ||||
151180251 | 151180241 | 220 | x | |||
151140221 | 151140211 | x |
Типоисполнения и технические данные реле РПУ-3МТ
Тип реле для тепловозов | Номинальное напряжение катушки | Количество контактов | ||||
РПУ-3М-112ТУХЛ3А | РПУ-3М-114ТУХЛ3А | РПУ-3М-116ТУХЛ3А | ||||
Реле промежуточное для тепловозов | ||||||
Номенклатурный номер | В | 2 | 4 | 6 | ||
151120403 | 24 | х | ||||
151140403 | х | |||||
151160403 | х | |||||
151120303 | 50 | х | ||||
151140303 | х | |||||
151160303 | х | |||||
151120703 | 75 | х | ||||
151140703 | х | |||||
151160703 | х | |||||
151120103 | 110 | х | ||||
151140103 | х | |||||
151160103 | х |
Принципиальные электрические схемы реле РПУ-3М


Габаритные и установочные размеры РПУ-3М-112, РПУ-3М-114, РПУ-3М-114Т

Габаритные и установочные размеры РПУ-3М-116Т, РПУ-3М-118

Характеристики реле РПУ-2М, габариты.