Реле ТРТ

Реле тока электротепловые серии ТРТ предназначены для защиты электрических двигателей от перегрузок недопустимой продолжительности.
К перегрузкам по току могут приводить разные причины — перекос фаз трехфазной электрической сети, потеря одной из фаз, тяжелые условия пуска электродвигателя, тяжелые условия работы — например перегруз и увеличение механических нагрузок на валу двигателя.
Все эти причины приводят к увеличению потребляемого двигателем тока и перегреву изоляции двигателя, что сокращает срок службы изоляции, приводит к ее ускоренному старению и выходу электрооборудования из строя ввиду межвитковых замыканий и замыканий на корпус.

Реле выполняется:

  • однополюсными
  • с самовозвратом и устройством для ускорения возврата вручную
  • без температурной компенсации
  • без ускоренного сраба тывания
  • с регулировкой тока несрабатывания
  • с одним размыкающим контактом, выполненным без
  • свободного расцепления контакта, повышенной износостойкости
  • без нагревателелей и с несменными нагревателями
  • негерметичными

Условия эксплуатации реле серии ТРТ

Климатическое исполнение и категория размещения для ТРТ-100 М3, ТМ3
Диапазон рабочих температур окружающего воздуха, °С
для реле серии ТРТ-100 от -40 до +60
для реле серии ТРТ-100-К от -50 до +55
Степень защиты оболочки реле и контактных зажимов для присоединения внешних проводников IP00

Расшифровка ТРТ, маркировка

ТРТ-121 М3

ТРТ— тепловое реле тока;
121 — номинальный ток несрабатывания: 9,0 А;
М3 — категория размещения 3( эксплуатация в крытых помещениях без регулирования температурных условий с естественной вентиляцией (температура практически не отличается от уличной, нет брызг и струй воды, незначительное количество пыли).

Содержание драгметаллов в реле ТРТ (в граммах)

Золото :  0
Серебро : 0,33-1,295 (в зависимости от исполнения)
Платина : 0
МПГ (металлы платиновой группы) : 0

Технические характеристики реле ТРН-10

Номинальное напряжение главной цепи, В  
ТРТ-110, ТРТ-120, ТРТ-130, ТРТ-140 ~660; -440
ТРТ-150 ~660
ТРТ-110-К, ТРТ-120-К, ТРТ-130-К, ТРТ-140-К ~380; -440
ТРТ-150-К ~380
Номинальное напряжение вспомогательной цепи, В ~380; -440
Время несрабатывания при температуре окружающего воздуха +40 °С и токе 1,1 IН , с., не менее 60
Время срабатывания при температуре окружающего воздуха +40 °С и токе 1,35 IН , с., не более 20
Время возврата при температуре окружающего воздуха +40 °С, мин., не менее 4
Время срабатывания при нагреве с холодного состояния током 6I Н и температуре окружающего воздуха +40 °С, для исполнений реле с номинальными токами несрабатывания (I Н ), с:  
от 1,75 до 10 А от 2,5 до 15
от 10 до 140 А от 4 до 15
от 140 до 550 А от 5 до 20
Коммутационная износостойкость, циклы ВО, не менее 3000
Конструктивное исполнение по способу присоединения внешних проводников переднее
Тип Номинальный ток
несрабатывания IН ., А
Мощность, потребляемая главной цепью реле, ВА не более Габаритные размеры, мм Масса, кг
ТРТ-111 ТРТ-111-К 1,75 4,5 35х120х110 (38х120х110*) 0,5
ТРТ-112 ТРТ-112-К 2,5
ТРТ-113 ТРТ-113-К 3,5
ТРТ-114 ТРТ-114-К 5,0
ТРТ-115 ТРТ-115-К 7,0
ТРТ-121 ТРТ-121-К 9,0 5 35х120х110 (38х120х110*) 0,55
ТРТ-122 ТРТ-122-К 11,5 7,2
ТРТ-131 ТРТ-131-К 14,5 7,2 35х120х110 (38х120х110*) 0,55
ТРТ-132 ТРТ-132-К 18 6,5
ТРТ-133 ТРТ-133-К 22 8,2
ТРТ-134 ТРТ-134-К 28 9,3
ТРТ-135 ТРТ-135-К 35 8,7
ТРТ-136 ТРТ-136-К 45 9,5
ТРТ-137 ТРТ-137-К 56 11,0
ТРТ-138 ТРТ-138-К 71 13,2
ТРТ-139 ТРТ-139-К 90 14,3
ТРТ-141 ТРТ-141-К 110 15,8 35х160х110 (38х160х110*) 0,75
ТРТ-142 ТРТ-142-К 140 19,5
ТРТ-151 ТРТ-151-К 155 20 61х181х182 (61х181х185*) 2,2
ТРТ-152 ТРТ-152-К 190
ТРТ-153 ТРТ-153-К 230
ТРТ-154 ТРТ-154-К 285
ТРТ-155 ТРТ-155-К 360
ТРТ-156 ТРТ-156-К 450
ТРТ-157 ТРТ-157-К 550
  1. Номинальные токи несрабатывания реле даны для температуры окружающего воздуха 40 °С и положения регулятора уставки «0». Диапазон регулировки номинального тока несрабатывания ±15%.
  2. Размеры в скобках, отмеченные *, приведены для реле серии ТРТ-100-К.

Устройство реле ТРТ

Реле ТРТ состоит из изоляционного корпуса 12 или основания в котором шарнирно на оси 1 установлена U – образная биметаллическая пластина 13, она состоит из двух тонких металлических пластин, которые имеют разный коэффициент линейного удлинения при нагревании. Один конец пластины соединяется с регулировочным рычагом 5, а другой конец через круглую пружину 11 соединен с изоляционной поворотной колодкой 7, на одном конце которой установлен плоский подвижный контакт 10 замыкает два неподвижных контакта 9, от которых идут выводы для крепления проводов. В корпусе установлена кнопка с пружиной для ускоренного восстановления реле. Параллельно биметаллической пластине подсоединен шунт. ТРТ фазорасщепителя имеют встроенный трансформатор тока ко вторичной обмотке которого подключена биметаллическая пластина. Первичная обмотка представляет собой шину, включенную последовательно в двигательную фазу. Биметаллическая пластина вместе с шунтом включаются последовательно в одну из фаз обмотки статора (на схеме обозначаются полукруглой скобкой).

Блокировки двух ТРТ статорных обмоток, например 141 и 143, включаются последовательно на катушку управления контактором вспомогательной машины (например 127 МВ1).

Работа реле ТРТ

При нормальных режимах, когда ток в фазах ротора не превышает расчетного значения, биметаллическая пластина 13 не нагревается. При коротких замыканиях между фазами или между витками фазы статора, ток увеличивается, превышает расчетное значение и биметаллическая пластина 13 нагревается, стремясь выпрямиться. Один конец пластины, связанный с рычагом 5, остается неподвижным, а второй конец пластины поворачивается, сжимает пружину 11, которая в определенный момент резко поворачивает изоляционную колодку, размыкая подвижную блокировку 10 в цепи катушки контактора – контактор выключается. При этом снимается напряжение с обмотки статора и прекращается аварийный режим. После размыкания цепи биметаллическая пластина остывает и поворачивается обратно и через 3÷3,5 мин. Блокировка замыкается, то есть ТРТ самовосстанавливается.
Для ускорения восстановления после срабатывания надо нажать кнопку на корпусе, колодка 7 под действием штока повернется и пружина 11 замкнет блокировку.
ТРТ допускает кратковременное увеличение тока в обмотках статора до 15÷20 сек., за это время пластина нагревается, но блокировка не успевает разомкнуться – это необходимо при запуске вспомогательных машин, так как пусковой ток асинхронных двигателей в 5÷6 раз превышает номинальный. Рычагом 5 регулируют ток и время срабатывания, которые не постоянны и зависят от температуры окружающей среды.
Рекомендуется весной и осенью устанавливать рычаг по шкале в положение «0». Летом устанавливать в положение «+3», а зимой в «-3».

Схемы электрические подключения реле ТРТ

Габаритные размеры реле ТРТ

ТРТ-110, ТРТ-120, ТРТ-130 (ТРТ-110-К, ТРТ-120-К, ТРТ-130-К)
ТРТ-140 (ТРТ-140-К)
ТРТ-150 (ТРТ-150-К)

Размеры без предельных отклонений — максимальные. Размеры в скобках помеченные * приведены для реле серий ТРТ-100-К.

Характеристики реле трн 10. Габариты и масса.