Реле тока электротепловые серии ТРТ предназначены для защиты электрических двигателей от перегрузок недопустимой продолжительности.
К перегрузкам по току могут приводить разные причины — перекос фаз трехфазной электрической сети, потеря одной из фаз, тяжелые условия пуска электродвигателя, тяжелые условия работы — например перегруз и увеличение механических нагрузок на валу двигателя.
Все эти причины приводят к увеличению потребляемого двигателем тока и перегреву изоляции двигателя, что сокращает срок службы изоляции, приводит к ее ускоренному старению и выходу электрооборудования из строя ввиду межвитковых замыканий и замыканий на корпус.
Реле выполняется:
- однополюсными
- с самовозвратом и устройством для ускорения возврата вручную
- без температурной компенсации
- без ускоренного сраба тывания
- с регулировкой тока несрабатывания
- с одним размыкающим контактом, выполненным без
- свободного расцепления контакта, повышенной износостойкости
- без нагревателелей и с несменными нагревателями
- негерметичными
Условия эксплуатации реле серии ТРТ
Климатическое исполнение и категория размещения для ТРТ-100 М3, ТМ3
Диапазон рабочих температур окружающего воздуха, °С
для реле серии ТРТ-100 от -40 до +60
для реле серии ТРТ-100-К от -50 до +55
Степень защиты оболочки реле и контактных зажимов для присоединения внешних проводников IP00
Расшифровка ТРТ, маркировка
ТРТ-121 М3
ТРТ— тепловое реле тока;
121 — номинальный ток несрабатывания: 9,0 А;
М3 — категория размещения 3( эксплуатация в крытых помещениях без регулирования температурных условий с естественной вентиляцией (температура практически не отличается от уличной, нет брызг и струй воды, незначительное количество пыли).
Содержание драгметаллов в реле ТРТ (в граммах)
Золото : 0
Серебро : 0,33-1,295 (в зависимости от исполнения)
Платина : 0
МПГ (металлы платиновой группы) : 0
Технические характеристики реле ТРН-10
Номинальное напряжение главной цепи, В | |
ТРТ-110, ТРТ-120, ТРТ-130, ТРТ-140 | ~660; -440 |
ТРТ-150 | ~660 |
ТРТ-110-К, ТРТ-120-К, ТРТ-130-К, ТРТ-140-К | ~380; -440 |
ТРТ-150-К | ~380 |
Номинальное напряжение вспомогательной цепи, В | ~380; -440 |
Время несрабатывания при температуре окружающего воздуха +40 °С и токе 1,1 IН , с., не менее | 60 |
Время срабатывания при температуре окружающего воздуха +40 °С и токе 1,35 IН , с., не более | 20 |
Время возврата при температуре окружающего воздуха +40 °С, мин., не менее | 4 |
Время срабатывания при нагреве с холодного состояния током 6I Н и температуре окружающего воздуха +40 °С, для исполнений реле с номинальными токами несрабатывания (I Н ), с: | |
от 1,75 до 10 А | от 2,5 до 15 |
от 10 до 140 А | от 4 до 15 |
от 140 до 550 А | от 5 до 20 |
Коммутационная износостойкость, циклы ВО, не менее | 3000 |
Конструктивное исполнение по способу присоединения внешних проводников | переднее |
Тип | Номинальный ток несрабатывания IН ., А | Мощность, потребляемая главной цепью реле, ВА не более | Габаритные размеры, мм | Масса, кг | |
ТРТ-111 | ТРТ-111-К | 1,75 | 4,5 | 35х120х110 (38х120х110*) | 0,5 |
ТРТ-112 | ТРТ-112-К | 2,5 | |||
ТРТ-113 | ТРТ-113-К | 3,5 | |||
ТРТ-114 | ТРТ-114-К | 5,0 | |||
ТРТ-115 | ТРТ-115-К | 7,0 | |||
ТРТ-121 | ТРТ-121-К | 9,0 | 5 | 35х120х110 (38х120х110*) | 0,55 |
ТРТ-122 | ТРТ-122-К | 11,5 | 7,2 | ||
ТРТ-131 | ТРТ-131-К | 14,5 | 7,2 | 35х120х110 (38х120х110*) | 0,55 |
ТРТ-132 | ТРТ-132-К | 18 | 6,5 | ||
ТРТ-133 | ТРТ-133-К | 22 | 8,2 | ||
ТРТ-134 | ТРТ-134-К | 28 | 9,3 | ||
ТРТ-135 | ТРТ-135-К | 35 | 8,7 | ||
ТРТ-136 | ТРТ-136-К | 45 | 9,5 | ||
ТРТ-137 | ТРТ-137-К | 56 | 11,0 | ||
ТРТ-138 | ТРТ-138-К | 71 | 13,2 | ||
ТРТ-139 | ТРТ-139-К | 90 | 14,3 | ||
ТРТ-141 | ТРТ-141-К | 110 | 15,8 | 35х160х110 (38х160х110*) | 0,75 |
ТРТ-142 | ТРТ-142-К | 140 | 19,5 | ||
ТРТ-151 | ТРТ-151-К | 155 | 20 | 61х181х182 (61х181х185*) | 2,2 |
ТРТ-152 | ТРТ-152-К | 190 | |||
ТРТ-153 | ТРТ-153-К | 230 | |||
ТРТ-154 | ТРТ-154-К | 285 | |||
ТРТ-155 | ТРТ-155-К | 360 | |||
ТРТ-156 | ТРТ-156-К | 450 | |||
ТРТ-157 | ТРТ-157-К | 550 |
- Номинальные токи несрабатывания реле даны для температуры окружающего воздуха 40 °С и положения регулятора уставки «0». Диапазон регулировки номинального тока несрабатывания ±15%.
- Размеры в скобках, отмеченные *, приведены для реле серии ТРТ-100-К.
Устройство реле ТРТ
Реле ТРТ состоит из изоляционного корпуса 12 или основания в котором шарнирно на оси 1 установлена U – образная биметаллическая пластина 13, она состоит из двух тонких металлических пластин, которые имеют разный коэффициент линейного удлинения при нагревании. Один конец пластины соединяется с регулировочным рычагом 5, а другой конец через круглую пружину 11 соединен с изоляционной поворотной колодкой 7, на одном конце которой установлен плоский подвижный контакт 10 замыкает два неподвижных контакта 9, от которых идут выводы для крепления проводов. В корпусе установлена кнопка с пружиной для ускоренного восстановления реле. Параллельно биметаллической пластине подсоединен шунт. ТРТ фазорасщепителя имеют встроенный трансформатор тока ко вторичной обмотке которого подключена биметаллическая пластина. Первичная обмотка представляет собой шину, включенную последовательно в двигательную фазу. Биметаллическая пластина вместе с шунтом включаются последовательно в одну из фаз обмотки статора (на схеме обозначаются полукруглой скобкой).
Блокировки двух ТРТ статорных обмоток, например 141 и 143, включаются последовательно на катушку управления контактором вспомогательной машины (например 127 МВ1).
Работа реле ТРТ
При нормальных режимах, когда ток в фазах ротора не превышает расчетного значения, биметаллическая пластина 13 не нагревается. При коротких замыканиях между фазами или между витками фазы статора, ток увеличивается, превышает расчетное значение и биметаллическая пластина 13 нагревается, стремясь выпрямиться. Один конец пластины, связанный с рычагом 5, остается неподвижным, а второй конец пластины поворачивается, сжимает пружину 11, которая в определенный момент резко поворачивает изоляционную колодку, размыкая подвижную блокировку 10 в цепи катушки контактора – контактор выключается. При этом снимается напряжение с обмотки статора и прекращается аварийный режим. После размыкания цепи биметаллическая пластина остывает и поворачивается обратно и через 3÷3,5 мин. Блокировка замыкается, то есть ТРТ самовосстанавливается.
Для ускорения восстановления после срабатывания надо нажать кнопку на корпусе, колодка 7 под действием штока повернется и пружина 11 замкнет блокировку.
ТРТ допускает кратковременное увеличение тока в обмотках статора до 15÷20 сек., за это время пластина нагревается, но блокировка не успевает разомкнуться – это необходимо при запуске вспомогательных машин, так как пусковой ток асинхронных двигателей в 5÷6 раз превышает номинальный. Рычагом 5 регулируют ток и время срабатывания, которые не постоянны и зависят от температуры окружающей среды.
Рекомендуется весной и осенью устанавливать рычаг по шкале в положение «0». Летом устанавливать в положение «+3», а зимой в «-3».
Схемы электрические подключения реле ТРТ
Габаритные размеры реле ТРТ
Размеры без предельных отклонений — максимальные. Размеры в скобках помеченные * приведены для реле серий ТРТ-100-К.
Характеристики реле трн 10. Габариты и масса.