Автотрансформаторы типов АТРМК-63/0,5 УХЛ4 и АТРМК-100/0,5 УХЛ4 предназначены для плавного регулирования и стабилизации напряжения в различных электроустановках.
Принцип действия автотрансформаторов основан на изменении индуктивной связи расположенных на магнитопроводе обмоток. Способ регулирования «магнитная коммутация» состоит в том, что часть витков, расположенных в верхнем окне, образованном средним и верхним ярмами, вводится или исключается из контура основного магнитного потока. Введение или исключение витков осуществляется путем подмагничивания постоянным током среднего или верхнего ярм. Питание обмоток управления среднего и верхнего ярм осуществляется с помощью выпрямителей. Ступенчатое регулирование напряжения производится автоматическим переключением отпаек силовых обмоток с помощью контакторов, в цепи силовых контактов которых стоят токоограничивающие сопротивления.
Автотрансформаторы представляют собой однокорпусный аппарат, состоящий из магнитопровода, силовых обмоток, обмоток управления и шкафа управления. Магнитопровод выполнен в виде трех стержней, расположенных под углом 120° относительно друг друга. Магнитная связь стержней между собой осуществляется с помощью нижнего, среднего и верхнего ярм, имеющих форму замкнутого шестиугольника. Среднее и верхнее ярма расщеплены.
Обмотки силовые расположены на стержнях магнитопровода. Для автотрансформатора типа АТРМК-100/0,5 УХЛ4 обмотки выполнены из медного провода, для автотрансформатора типа АТРМК-63/0,5 УХЛ4 — из алюминиевого. Обмотки управления из медного провода расположены на среднем и верхнем ярмах.
Шкаф управления в металлическом корпусе. На верхней части двери шкафа вмонтирован вольтметр для измерения вторичного напряжения автотрансформатора, сигнальные лампы, потенциометр для регулирования вторичного напряжения и тумблеры для переключения автотрансформатора на дистанционное управление. Внутри шкафа управления установлен каркас с блоком регулирования и стабилизации.
В нижней части автотрансформаторов установлен контактный зажим, служащий для подключения автотрансформаторов к питающей сети и нагрузке. Для подъема и перемещения автотрансформаторы снабжены подъемными скобами, расположенными на основании.
Расшифровка АТРМК
АТРМК-Х/0,5 УХЛ4:А — автотрансформатор;
Т — трехфазный;
Р — регулировочный;
МК — с магнитной коммутацией;
Х — номинальная мощность, кВ·А;
0,5 — класс напряжения, кВ;
УХЛ4 — климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15543.1-89 и ГОСТ 15150-69.
Условия эксплуатации автотрансформатора АТРМК
Высота над уровнем моря не более 1 000 м. Рабочее положение — вертикальное. Температура окружающего воздуха от 1 до 35°С. Окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию. Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.2-75. Автотрансформаторы соответствуют ТУ 16-517. 799-74. ТУ 16-517.799-74.
Технические характеристики АТРМК
Наименование параметра | Значение параметра для типоисполнений | |
АТРМК-63/0,5 УХЛ4 | АТРМК-100/0,5 УХЛ4 | |
Номинальная мощность, кВ·А | 63 | 100 |
Номинальное первичное и вторичное напряжение, В | 380 | |
Пределы регулирования вторичного напряжения при номинальной нагрузке, В |
От 30 ± 30 до 430 – 40 |
|
Частота тока, Гц | 50 | |
КПД, % | 96 | |
Число фаз | 3 | |
Схема соединения обмоток | Yн-авто | |
Погрешность стабилизации вторичного напряжения при симметричной нагрузке, % | ±1,5 | |
Коэффициент нелинейных искажений при номинальном вторичном напряжении, % | 5 | |
Время восстановления вторичного напряжения при изменениях первичного напряжения в пределах от 323 до 418 В, с, не более | 0,6 | |
Масса, кг | 1 060 | 1 100 |
Габаритные и установочные размеры АТРМК
Электрическая принципиальная схема одной фазы автотрансформатора
Электрическая принципиальная схема одной фазы автотрансформатора: 1 — первичная обмотка (W1); 2 — среднее ярмо; 3 — верхнее ярмо; 4 — обмотка управления верхнего ярма; 5 — обмотка управления среднего ярма; 6 — вторичная обмотка верхнего окна (W2); 7 — главные контакты пускателей (контакторов); 8 — токоограничивающее сопротивление. Плавное регулирование в пределах каждой ступени происходит подмагничиванием среднего и верхнего ярм автотрансформатора как при холостом ходе, так и под нагрузкой.
Характеристика трансформатора АТМН