Автотрансформатор ЛАТР

Лабораторный автотрансформатор (далее сокращенно ЛАТР) отличается от традиционного автотрансформатора всего лишь подвижным токосъёмным контактом, который дает плавную регулировку количества число витков, включенных во вторичную цепь ЛАТРа. Значит выходное напряжение изменяется так же плавно от нуля до своего определенного максимума.
Существенным недостатком лабораторного автотрансформатора является отсутствие электрической развязки высоковольтной (сетевой) и низковольтной (или выходной) стороны. Может оказаться, что, на выходе устройства (обычно присутствует) сетевая фаза. Это может быть причиной поражения отдаленно знакомых людей с электрическим током.
Для этого давно и успешно применяют безопасный регулируемый источник переменного тока. Он представляющий из себя комбинацию автотрансформатора ЛАТР и отсекающего трансформатора. Тем самым обеспечивается электрическая развязка с осветительной (питающей) сетью. Трансформатор развязки может быть как понижающий — так и с коэффициентом трансформации «один к одному».
Главная характеристика автотрансформаторов (ЛАТР) — мощность. Она должна соответствовать суммарной потребляемой мощности всех устройств, которые будут получать энергию.

В основное конструктивное исполнение лабораторного автотрансформатора ЛАТР, входит:

  • Металлизированный корпус, (во всех моделях применено воздушное охлаждение);
  • Клеммы на корпусе;
  • Стрелочная индикация для показаний;
  • Рукоятка для регулировки выходного напряжения.

Диапазон регулировки напряжения зависит от того, как будет работать прибор – на понижение или на повышение напряжения. В массе своей ЛАТРы относятся к понижающему типу, особенно однофазные, у которых рабочий диапазон может составлять от 0 до 250 В или от 160 до 220 В.

Технические характеристики ЛАТР 1.25 — 5А:

Номинальное первичное напряжение трансформатора ЛАТР-1,25220В
Предел регулирования, В0-250
Номинальный ток нагрузки ЛАТР-1,25, А5
Ток холостого хода не более, А0,5
КПД автотрансформатора не менее, %94
Габаритные размеры ЛАТР-1,25, мм235х145х200
Масса ЛАТР-1,25, кг6

Технические характеристики ЛАТР 2.5:

Номинальное первичное напряжение трансформатора ЛАТР-2,5220В
Предел регулирования, В0-250
Номинальный ток нагрузки ЛАТР-2,5, А5
Ток холостого хода не более, А0,5
КПД автотрансформатора не менее, %94
Габаритные размеры ЛАТР-2,5, мм235х145х200
Масса ЛАТР-2,5, кг8

Технические характеристики ЛАТР (Ресанта)

Модель      Мощность, кВа Макс. ток, А. Диапазон регул-ки, В Габаритные
размеры,  мм.
Масса, кг.
ТР/0,5 (TDGC2-0,5) 0,5 2 0-250 135х132х150 3,3 
ТР/1 (TDGC2-1) 1 4 0-250 158х182х207
ТР/2 (TDGC2-2) 2 8 0-250 190х182х207 8
ТР/3 (TDGC2-3) 3 12 0-250 198х210х235  11 
ТР/5 (TDGC2-5) 5 20 0-250 248х245х272 15,5
ТР/10 (TDGC2-10) 10 40 0-250 262х320х350 28,8
ТР/20 (TDGC2-20) 20 80 0-250 505х320х395 59

Меры безопасности при работе с автотрансформаторами

  • Автотрансформаторы типа ЛАТР должны быть надежно заземлены.
  • Эксплуатация со снятой крышкой запрещена.
  • ЛАТРы относятся к измерительным приборам нестойким к короткому замыканию, поэтому их необходимо включать в сеть, которая защищена плавкими предохранителями с током плавкой вставки не превышающей номинальный ток ЛАТР.
  • Допускается эксплуатация автотрансформаторов при высоте над уровнем моря до 2000 метров, однако ток нагрузки должен быть уменьшен на 2,5% на каждые 500 метров высоты.
Характеристика трансформатора АОСН