Лабораторный автотрансформатор (далее сокращенно ЛАТР) отличается от традиционного автотрансформатора всего лишь подвижным токосъёмным контактом, который дает плавную регулировку количества число витков, включенных во вторичную цепь ЛАТРа. Значит выходное напряжение изменяется так же плавно от нуля до своего определенного максимума.
Существенным недостатком лабораторного автотрансформатора является отсутствие электрической развязки высоковольтной (сетевой) и низковольтной (или выходной) стороны. Может оказаться, что, на выходе устройства (обычно присутствует) сетевая фаза. Это может быть причиной поражения отдаленно знакомых людей с электрическим током.
Для этого давно и успешно применяют безопасный регулируемый источник переменного тока. Он представляющий из себя комбинацию автотрансформатора ЛАТР и отсекающего трансформатора. Тем самым обеспечивается электрическая развязка с осветительной (питающей) сетью. Трансформатор развязки может быть как понижающий — так и с коэффициентом трансформации «один к одному».
Главная характеристика автотрансформаторов (ЛАТР) — мощность. Она должна соответствовать суммарной потребляемой мощности всех устройств, которые будут получать энергию.
В основное конструктивное исполнение лабораторного автотрансформатора ЛАТР, входит:
- Металлизированный корпус, (во всех моделях применено воздушное охлаждение);
- Клеммы на корпусе;
- Стрелочная индикация для показаний;
- Рукоятка для регулировки выходного напряжения.
Диапазон регулировки напряжения зависит от того, как будет работать прибор – на понижение или на повышение напряжения. В массе своей ЛАТРы относятся к понижающему типу, особенно однофазные, у которых рабочий диапазон может составлять от 0 до 250 В или от 160 до 220 В.
Технические характеристики ЛАТР 1.25 — 5А:
Номинальное первичное напряжение трансформатора ЛАТР-1,25 | 220В |
Предел регулирования, В | 0-250 |
Номинальный ток нагрузки ЛАТР-1,25, А | 5 |
Ток холостого хода не более, А | 0,5 |
КПД автотрансформатора не менее, % | 94 |
Габаритные размеры ЛАТР-1,25, мм | 235х145х200 |
Масса ЛАТР-1,25, кг | 6 |
Технические характеристики ЛАТР 2.5:
Номинальное первичное напряжение трансформатора ЛАТР-2,5 | 220В |
Предел регулирования, В | 0-250 |
Номинальный ток нагрузки ЛАТР-2,5, А | 5 |
Ток холостого хода не более, А | 0,5 |
КПД автотрансформатора не менее, % | 94 |
Габаритные размеры ЛАТР-2,5, мм | 235х145х200 |
Масса ЛАТР-2,5, кг | 8 |
Технические характеристики ЛАТР (Ресанта)
Модель | Мощность, кВа | Макс. ток, А. | Диапазон регул-ки, В |
Габаритные размеры, мм. |
Масса, кг. |
ТР/0,5 (TDGC2-0,5) | 0,5 | 2 | 0-250 | 135х132х150 | 3,3 |
ТР/1 (TDGC2-1) | 1 | 4 | 0-250 | 158х182х207 | 6 |
ТР/2 (TDGC2-2) | 2 | 8 | 0-250 | 190х182х207 | 8 |
ТР/3 (TDGC2-3) | 3 | 12 | 0-250 | 198х210х235 | 11 |
ТР/5 (TDGC2-5) | 5 | 20 | 0-250 | 248х245х272 | 15,5 |
ТР/10 (TDGC2-10) | 10 | 40 | 0-250 | 262х320х350 | 28,8 |
ТР/20 (TDGC2-20) | 20 | 80 | 0-250 | 505х320х395 | 59 |
Меры безопасности при работе с автотрансформаторами
- Автотрансформаторы типа ЛАТР должны быть надежно заземлены.
- Эксплуатация со снятой крышкой запрещена.
- ЛАТРы относятся к измерительным приборам нестойким к короткому замыканию, поэтому их необходимо включать в сеть, которая защищена плавкими предохранителями с током плавкой вставки не превышающей номинальный ток ЛАТР.
- Допускается эксплуатация автотрансформаторов при высоте над уровнем моря до 2000 метров, однако ток нагрузки должен быть уменьшен на 2,5% на каждые 500 метров высоты.